Пресс-конференция в клубе «Шестнадцать тонн» 30 ноября 2001 года.
Фестиваль «Ahmad Tea Music».

Ведущий пресс-конференции – Александр Кушнир.

• Александр Кушнир. У нас сегодня будет необыкновенная пресс-конференция, поскольку перед вами сидят необыкновенные люди. Позвольте мне их представить.

"Чайник Всея Руси", самый чайный человек в стране, представитель и брэндменеджер "Ahmad Tea" по имени Андрей Алексеев – пожалуйста, приветствуйте!

Дальше сидят два человека, скованные одной цепью, одной судьбой, одними перспективами, одними разочарованиями и одними удачами – это представители "Открытого Радио" Мартин Ландерс и программный директор Денис Сериков.

На этом реалии президиума закончились и начались его легенды. Группа "Телевизор" – Михаил Борзыкин. Группа "TequilaJazzz" – Евгений Федоров. Группа "Виды Рыб" – Игорь Колядный. И, наконец, лидер группы "Коллежский Асессор" Василий Гойденко.

• Андрей Алексеев. Я кратенько расскажу о главной идее, которую мы заложили в этот фестиваль. "Ахмад Ти Мьюзик" – это проявление уважения к людям, которые обладают вкусом. Дело в том, что в основе английской традиции уважения к вкусу и, соответственно, философии английской марки "Чай Ахмад" лежит понимание того факта, что действительно хороший вкус, безупречный вкус, не может быть единообразен – он всегда индивидуален. Его нельзя измерить цифрами рейтинга. Более того, если все время гнаться за рейтингом, не обращая внимания на качество, то вкус начинает деградировать. А если думать и разбираться в качестве, то вкус развивается. Пожалуйста, не верьте тем, кто говорит вам, что бешеная рекламная гиперротация – единственный путь к успеху. Враки это все! Есть другой, английский путь к успеху, который заключается в том, что вы совершенствуете качество и ориентируетесь на людей с действительно хорошим вкусом.

"Чай Ахмад" никогда не гнался за рейтингом, никогда не хотел "иметь долю рынка", но в этом сезоне получилось так, что "Чай Ахмад" вышел на первое место по продажам в городе Москве. Это говорит о том, что людей с действительно хорошим вкусом в России много.

Этот фестиваль мы проводим как подарок людям, обладающим вкусом и мы уверены, что таких в России очень много. Мы это видели вчера, позавчера и увидим сегодня. Спасибо.

• Денис Сериков. Я хочу поблагодарить всех присутствующих здесь за внимание, которое вы оказали нашему небольшому клубному фестивалю. Признаться, мы даже не ожидали, что возникнет ажиотаж вокруг него, удивились количеству звонков и вопросов, которые все задавали. Первые два дня показали, что интерес действительно велик, хотя масштаб, конечно не стадионный. "Открытое Радио" является соорганизатором (совместно с "Чаем Ахмад") этого фестиваля.

Я хотел бы несколько слов рассказать о нашей радиостанции. В первую очередь мы – музыкальная радиостанция, которая, я думаю, по праву занимает нишу рок-н-ролльной станции в Москве. Настроившись на нас, вы можете услышать лучшее, что есть из рока. Тем не менее, мы не ограничиваемся только рок-музыкой. У нас существует целый ряд разнообразных программ – это и "Блюзология", и "Big Ben Rock" – культовая программа о роке. Недавно у нас появилось два новых проекта: "Дым под водой" с Кириллом Немоляевым и "Back to the Universe" с бессменным Мартином Ландерсом. Мы давно думали о проведении фестиваля, хотелось сделать что-то необычное, интересное. И как только у нас появилась эта программа, совместно с нашими давними партнерами "Чаем Ахмад" у нас возникла идея организации фестиваля в поддержку этой программы. Там звучит действительно интересная, умная музыка. Я считаю, что эта программа соответствует понятиям "качество" и "вкус".

Этот фестиваль мы, как радиостанция, привязываем к нашей новой программе "Back to the Universe". По поводу списка участников, почему такой список – ведь "Открытое Радио" это рок, музыка электронная, прогрессивная – я думаю, что Мартин Ландерс более подробно расскажет, как мы делали фестиваль.

• Мартин Ландерс. Добрый вечер всем. Большое спасибо, что пришли. Действительно, для меня лично тоже очень приятно, что такой большой и неподдельный интерес и со стороны журналистики, и со стороны просто слушателей, публики, был проявлен к этому фестивалю. Я хочу сказать большое сердечное спасибо и "Чаю Ахмад", и "Открытому Радио", поскольку возможность собрать такой набор музыкантов высочайшей пробы в одном клубе, в рамках одного фестиваля – это на самом деле фантастика!

Многие из вас, очевидно, не в первый раз слышат такие слова, как "Казантип" или что-нибудь в этом роде... Здесь не нужно было народу никуда ехать, нужно было просто прийти в клуб "16 тонн" и увидеть самые последние, самые лучшие достижения из мира современной качественной музыки. Естественно, мы бы хотели пригласить гораздо больше участников, гораздо больше коллективов, представляющих интеллектуальную музыку – но всего лишь три дня, всего лишь несколько часов, этого было, конечно же, мало.

С другой стороны, этот фестиваль нельзя рассматривать как фестиваль именно клубной культуры, или фестиваль электронной музыки, или рок-фестиваль. Как было заявлено в названии самого фестиваля: это фестиваль качественной современной музыки. Ну а дальше я буду отвечать на ваши вопросы.

• Александр Кушнир. Сейчас вот эти четыре группы – каждая по-своему культовая, каждая по-своему знаковая в своей стилистической нише – собрались вместе, вы их сегодня всех увидите. И сейчас каждый из лидеров скажет буквально немного про то, что происходило с группами последние полгода, год, 3 года, 5 лет, 8 лет – в зависимости от того, сколько времени группа не была в Москве. Ну что, Миша, давай, мочи!

• Михаил Борзыкин. Мочу. Дело в том, что ничего плохого с группой "Телевизор" не происходит. Все происходит как обычно, как последние 15 лет – песни пишутся, альбомы выпускаются (может быть не так часто, но тем не менее они выпускаются), и вот следующий альбом будет в январе уже в продаже. Он называется "Путь к успеху". Группа меняет составы, различные эксперименты происходят в группе. Ну а в целом, как пела в свое время группа "Не ждали" из города Таллинна:

Находясь в стороне от кипучей наро-одности,
Постоянно испытую чувство нело-оукости...

Вот какое-то такое общее ощущение...

• Евгений Федоров. Добрый вечер. Я из группы "TequilaJazzz", играю там на бас-гитаре и пою. Сразу же хочется сказать спасибо людям, которые этот фестиваль организовали, особенно "Чаю Ахмад". Я думаю, вас, как и нас, уже очень достают эти телевизионные:

Знак хорошего вкуса
И традиций пример...

<Смех в зале, аплодисменты> Я знаю, что это, наверное, неправильный рекламный прием. Это не реклама никакая, я не хочу ничего рекламировать – но та реклама достала и чай тот пить невозможно. Могу сказать, что в студии, с подачи Андрея, мы сейчас пьем чай "Ахмад" и очень довольны. Поскольку студийное время, оно такое – все время или записываешь что-то, или пьешь чай. Потому что водку мы, естественно, не пьем – во время записи (после записи всегда пьем). Так или иначе, нас поддерживает – в быту, а не здесь, во время праздника – чай под названием "Ахмад", спасибо огромное.

Я хочу сказать, кстати, чтобы не забыли – о том, что происходит все это в "16 тоннах", клубе который славится своими очень мощными традициями. Мы здесь могли наблюдать в течение прошлого сезона и "Stereolab", и "Residents", и "Plate" – то есть легенды современной электронной сцены и не только. Клуб славится своими традициями, по крайней мере, в плане артистов – здесь всегда выступают очень интересные зарубежные артисты. Это была уникальная возможность здесь их посмотреть. И нам приятно, что в этом фестивале ребята собрали такое количество групп, которые нам самим бы хотелось посмотреть. Потому что иногда приходится выступать в таких фестивалях, в которых соседство не очень приятно, то есть бывают раскрученные теле- и радиокомпаниями какие-то имена, которых нам, как музыкантам смотреть не интересно. Здесь как раз случай обратный, здесь собраны именно те люди, на которых интересно смотреть, которых интересно слушать, новинки от которых хотелось бы постоянно иметь.

Вот то, что я хотел сказать. А что происходило с группой "TequilaJazzz", вы, наверно, знаете. Мы что-то делаем. В последнее время немного удалились от того, что называется рок-музыкой – так называемый шоу-бизнес сценический и фонографический. Мы больше занимались музыкой к кино, к театральным постановкам и т. д. Пользуясь случаем – у меня тут рояль в кустах такой есть <достает и показывает CD> – совсем недавно вышла пластинка. Поскольку мы последовательно зависимая, то есть абсолютно dependent группа – все наши пластинки выпускались на independent фирме "Фили", которая сейчас переживает не лучшие времена, но мы надеемся, что вместе мы вырулим на какие-то новые высоты – мы выпустили новую пластинку, которая называется "Вишневый сад" (А. П. Чехов), музыка к спектаклю. Композитор тут написан... Евгений Федоров <смех>. Александринский театр, Императорская сцена, 246-й сезон был открыт именно этой постановкой, и для меня и для нашей группы это была большая честь, потому что мы записали музыку к этому спектаклю. И если у вас будет интерес какой-то, приезжайте в Питер и, я думаю, вы сможете застать там эту постановку, масштабную довольно.

Сейчас мы заканчиваем работу над нашим новым альбомом. Как Михаил сказал, пластинки выходят не так часто, как хотелось бы. Это совершенно верно, потому что никто не сказал, что есть один рецепт для групп – каждый год по пластинке. Мы раньше так делали: выпускали раз в год по пластинке, но сейчас записали огромное количество музыки для кино и театра, которое вышло на носителях в виде компакт-дисков. Мы считаем, что мы обязаны выпускать раз в год по пластинке. Сейчас мы работаем спокойно, с момента выхода последней группы "TequilaJazzz" пройдет к моменту выхода следующей уже два года. Нам кажется, что это совершенно нормально – музыку не заказывают, это все-таки не телевизионный сериал, это момент творчества. Спасибо за внимание.

• Игорь Колядный. Добрый вечер. Вас приветствует группа "Виды Рыб" – в моем лице, хотя я несправедливо назван лидером. Я, скорее, человек кибернетический и занимаюсь компьютером... В общем, людей почти не вижу. Поэтому лишний раз выбраться наружу, посмотреть, поучаствовать в каком-то мероприятии раз в год – для нас является событием. Пластинок мы выпускаем больше, чем "TequilaJazzz", правда, их слушают людей, наверно, поменьше, но нас это...

• Евгений Федоров. Одну мы выпустили вместе!

• Игорь Колядный. Одну мы выпустили вместе, да... Но нас это совершенно не обламывает, потому что если есть необходимость делать – морально-психического свойства – то мы это и делаем. Ну а что касается взаимоотношений с прессой, то мы это делаем крайне редко. У кого есть желание, вы к нам обращайтесь, может быть, что-нибудь интересное вам расскажем поподробнее. Вообще приятно поиграть в одной обойме с музыкантами, которые стоят особняком...

• Евгений Федоров. С которыми столько выпили водки!

• Игорь Колядный. Да не "выпили водки столько", а которые стоят особняком... И мы считаем себя тоже – не то что андеграундом, а каким-то странным образованием на нашей музыкальной сцене, потому что мы сами не понимаем, что делаем, это понимание приходит только потом уже... И это относится и к большинству наших слушателей, которые, дай бог, через 2-3 года наконец дойдут до чего-то, что мы сотворили... Но все-таки надеемся, что мы так сильно никого сегодня не обломаем, и в своем стремлении делать музыку особенной мы не зашли так далеко, чтобы она была бесполезной. Все, спасибо!

• Евгений Федоров. Прошу прощения, что вторгся в течение процесса! Если кто не знает, то их пластинки выходят на легендарном голландском лэйбле "Staalplaat". Это очень почетно. И САМ Muslimgauze делал ремиксы на "Виды Рыб". Я уверен, что кто-то из вас этого не знает. Это ОЧЕНЬ почетно!

• Александр Кушнир. Сейчас, поскольку Василий Гойденко отказывается говорить, а ниша свободна... Вась, придется мне говорить за группу "Коллежский Асессор", тебя это устраивает? "Коллежский Асессор" – моя любимая советская рок-группа! <Смех в зале, аплодисменты> У них был совершенно сумасшедший пик в конце 80-х годов, когда они выезжали в Шотландию, в Польшу, в Прибалтику. В Москве, надо признать, никто в них не врубался, кроме Артемия Троицкого, который ходил по улицам и врубался в "Коллежский Асессор". Больше никто не врубался.

Но, тем не менее, группа записала порядка 20 – без дураков! – гениальных магнитофонных альбомов, и очень приятно, что некоторые из них сейчас переизданы на компакт-дисках. Если не ошибаюсь, в Москве "Коллежский Асессор" не был порядка 8 лет, и я с замиранием сердца жду, как вы сегодня сыграете. Я вам желаю удачи!

Вкратце – все. Остается поблагодарить жизнерадостный и жизнелюбивый клуб "16 тонн" и отдельно Владимира Морозова, который пережил предыдущие два дня и, надеюсь, переживет сегодняшний.

Теперь – вопросы...

• Алина Лунева (информационное агентство "Что-Где-Когда"). Вопрос будет к "Телевизору". Скажите пожалуйста, вы девушек любите?

• Михаил Борзыкин. <Отрицательно вертит головой> В определенном социальном состоянии... Я очень позитивно отношусь к девушкам, когда они не имеют общего со мной социального состояния.

• Алина Лунева. Вам они в принципе – внешне, визуально – нравятся? Вы любите на них смотреть?

• Михаил Борзыкин. Да-да, вот... <Показывает на Алину, смех в зале>

• Алина Лунева. В таком случае, вопрос будет в следующем. Представьте себе, что Вы выходите на сцену перед своим концертом... Пусть это будет дебют Вашего альбома и так далее... И вашему взору представляет себя следующая картина: ПОЛНЫЙ ЗАЛ ОБНАЖЕННЫХ ДАМ! Может быть, конечно, и мужчин, если хотите... Нет? Полный зал обнаженных дам! Ваша реакция, в каком Вы состоянии и как будет продолжаться концерт? И будет ли вообще этот концерт?

• Михаил Борзыкин. Я все-таки, надеюсь, в каком-то смысле, существо – в чем-то, хотя бы – духовное... Я закрываю глаза и продолжаю концерт.

• Алина Лунева. Значит, все-таки, Вам не нравятся дамы?!!

• Михаил Борзыкин. Нравятся, но есть вещи поважнее.

• Алина Лунева. Вы будете на них смотреть в процессе?

• Михаил Борзыкин. После концерта – с удовольствием!

• Алина Лунева. После концерта они оденутся!

• Михаил Борзыкин. Тогда – в промежутках между песнями.

• Алина Лунева. А вот бывает еще такое, что поклонницы кидаются на сцену! А представляете, они еще обнаженные!!! Своими телами прикасаются к Вам! Какие действия Ваши? И охраны нет, которая может их остановить. Причем охрана, знаете, обнаженных дам тоже как-то не особо останавливает...

• Михаил Борзыкин. <Слегка заикаясь> Ну, я думаю, что концертная предподготовка психологическая не позволит мне воспринять их как дам в обыденной ситуации.

• Алина Лунева. Я смотрю, вы уже занервничали!

• Михаил Борзыкин. Нет. <Смеется> Я просто думаю, что это будет воспринято как некая истерическая выходка, скорее всего.

• Алина Лунева. С Вашей стороны?

• Михаил Борзыкин. Нет. С их стороны. А я просто останусь безучастным в этой ситуации. Потому что похожие варианты были.

• Алина Лунева. Я знаю, что здесь есть представители небезызвестной газеты "Спид-Инфо". Примите на заметку, что группа "Телевизор" не обратит внимания на обнаженных дам! Попрошу это учесть в ваших заметках. <Борзыкин смеется> Спасибо большое!

• Лариса Алексеенко (ходинг "Совершенно секретно"). Я продолжу тему предыдущего оратора. Видимо, он не знал, что в репертуаре у Михаила Борзыкина по-прежнему осталась песня "Твой папа – фашист". Михаил, Вы по-прежнему поете эту песню, и если девушки будут голые стоять – Вы и для них ее тоже споете?

• Михаил Борзыкин. Я попытаюсь все-таки быть серьезным. Концерт – это в каком-то смысле молитва, как я это воспринимаю. Все-таки мы здесь не для развлечения вас. Поэтому разговор идет один на один с пространством, а все остальные части, которые не поддерживают этого разговора, в процессе концерта меня не интересуют. А вот после – начинается, к сожалению...

• Елена Савицкая. Михаил, вопрос к Вам опять же. Вы сказали, что экспериментировали с составом в последнее время. Насколько я знаю, год назад состав был таким: два барабанщика, синтезатор и вокал. Что изменилось с тех пор, если что-то изменилось?

• Михаил Борзыкин. Кардинально ничего не изменилось, просто на сегодняшний концерт, к сожалению, наш клавишник приехать не смог, так как он играет в Горбушке с ДДТ, и поэтому его заменил уменьшенный вариант. Такой "Костя в мини варианте" – это компьютер, который будет играть то, что должен играть Костя. А в остальном все остается по-прежнему: два барабанщика.

• Александр Липкин (радиостанция "Юность"). Вопрос к организаторам фестиваля. Во-первых, расскажите вкратце, пожалуйста, какова его основная идеология и что для вас "качественная музыка". Такой же вопрос музыкантам: что они вкладывают в это понятие? Это все, спасибо.

• Мартин Ландерс. Если говорить об идеологии данного фестиваля, то придется, наверное расшифровать наше понимание и видение качественной музыки. Ну, как мы все прекрасно знаем, коллективы, которые днем и ночью существуют в ротациях всех радиостанций, и коллективы, которые показывают все существующие и не существующие телевизионные каналы, – они далеко не всегда могут соотноситься с этим понятием – "качество". Поэтому мы хотели совместить современность, то есть самовыражение музыкантов, которые применяют последние технические разработки – сэмплеры, синтезаторы и прочие вещи, плюс духовность этой музыки, то есть это не просто какие-то клубные проекты, которые мы собираемся как-то раскручивать. Все музыканты, которые выступали здесь – если нужно, я о каждом могу рассказать и о каждом рассказывать очень много. Вот такое современное качество мы и хотели показать на этом фестивале.

• Андрей Алексеев. Я скажу просто: качество – это превосходство содержания над звездной упаковкой. <Аплодисменты>

• Юля (газета "Культурный час"). Вопрос к представителю группы "Коллежский Асессор". Я хотела бы узнать: что в современной культуре Вы относите к авангарду?

• Василий Гойденко. 20-30-е года Советского Союза.

• Юля. А может быть, представителей, и более подробно?

• Василий Гойденко. От Лучишкина до всех светил, кого Вы знаете. Футуристы, примитивисты... Кого угодно... Авангард... Удивительный вопрос... Я не готов на него отвечать.

• Журналист. Я хочу узнать у организаторов: кто конкретно занимался подбором команд? Мартин Ландерс или Денис Сериков? Или вы поделили это между собой?

• Мартин Ландерс. Мы поделили это между собой.

• Журналист. Тогда у меня еще один вопрос. Была такая у нас радиостанция, которая почила – "Радиостанция 101". Она именно ориентировалась на качественную рок-музыку. Скажите, после того как вы переориентировалась на такую качественную рок-музыку, когда Денис Сериков стал программ-директором, произошли ли какие-то изменения в финансовой стороне "Открытого Радио"?

• Денис Сериков. То есть Вы намекаете, что если это рок-музыка, то значит станция – все? Можно ставить крест? Я хочу сказать, что место в рейтинге и финансовое положение – это разные вещи. Мы делаем то, что мы любим делать, что мы хотим делать, и нормально при этом зарабатываем. Поэтому будем говорить так, что у нас есть определенная четко своя целевая аудитория, которая позволяет нам это делать. И нам не обязательно крутить какое-то дерьмо, говорить "вот как же нам плохо, несчастным, надо зарабатывать".

• Журналист. Но окупает ли себя радиостанция?

• Денис Сериков. Я могу сказать: практически – да!

• Евгений Федоров. Можно я вторгнусь? Практически каждый телеканал и каждая радиостанция, к сожалению, автоматически – в принципе – могут попасть под воздействие антимонопольного законодательства. Потому что одна радиостанция имеет монополию на этот жанр, другая – на этот жанр и так далее. Мы все не любим американские всякие черты бытия – в Америке много плохого – но как музыкант и человек, который провел много времени в Америке, могу сказать, что в Америке есть одна маленькая вещь, которую нужно принимать в России на 100%, это нормальная, некоррупционированная, неразветвленная, абсолютно независимая сеть так называемых "college radio".

В Америке, в Европе есть огромное количество радиостанций маленьких, которые вещают в FM-диапазоне, которые крутят музыку любую абсолютно – "внеформат" так называемый. Потому что сейчас, к сожалению, мы все находимся в тисках формата, по крайней мере люди, которые играют музыку, которая, так или иначе, не может быть рассмотрена как формат одной радиостанции или другой радиостанции. Я сейчас не говорю об "Открытом Радио". К сожалению, я живу в Петербурге, как и Миша, мы не имеем возможности слушать эту радиостанцию. В Питере та же ситуация. Просто капитализм сделал с нами то, что не удалось сделать коммунистам в свое время. Если коммунисты как-то жали, и народ слушал музыку на бобинных магнитофонах, то теперь все слушают радио как подорванные. Одно и то же, и это полное говно, я считаю. То есть то, что там звучит, на мой взгляд, отвратительно – в основном, в большей своей массе. И если будет много радиостанций, разных абсолютно...

Мы сейчас не боремся против форматов. Я очень уважаю всех людей, которые работают на всех радиостанциях Как правило, они люди профессиональные, и они делают свою работу, учитывая формат своей станции. Но не хватает просто станций, на которых работали бы такие безбашенные идеалисты, которым по барабану реклама и т. д. Соответственно, все это упирается в государственный бюджет, в бюджет кампусов, университетов... Потому что в каждом университете, в каждом высшем учебном заведении, в каждом таком конгломерате есть, естественно, энтузиасты, которые хотели бы крутить там "Faith No More" с утра до вечера – и пускай бы крутили. Просто здесь недостаток видимо финансового потока со стороны государства. Это касается вливания денег в культуру, и все.

Радиостанции и программы коммерческие, которые все проклинают или, наоборот, молятся и носят туда свои записи, взятки – те люди не виноваты, они делают свою работу и пускай делают, это их работа. Надо развивать абсолютно другую инфраструктуру, для того, чтобы было много-много всего. Они могут вырастать, могут умирать через год, эти радиостанции, эти телевизионные каналы, кабельные, какие угодно... Вот в чем дело. И как раз это и есть то к чему стремятся все музыканты – быть озвученными именно вот в таких условиях. В условиях, когда слушают люди заинтересованные, не просто продавщица в магазине, которая продает чипсы под музыку той или иной радиостанции... По-моему, вам уже надоело меня слушать, извините...

• Алина Лунева. Вопрос будет к Евгению. Евгений, чтобы Вы не вторгались в разговоры, я задам Вам вопрос сразу. Возможно, я затрону святая святых – радиостанции и телевидение, касающиеся формата и проплаты эфира. Очень часто происходит такое: даже если музыка "неформат", но если хорошо заплатить, то музыка становится "форматом". Вопрос к Вам: Вы когда-нибудь платили? На телевидении возможно, за эфир?

• Евгений Федоров. Я лично никогда ни за что не платил, естественно!

• Алина Лунева. То есть, чтобы Вас ротировали, Вы не платили?

• Евгений Федоров. Никогда!

• Алина Лунева. То есть Вы сразу же всем нравились, Вас все любили?

• Евгений Федоров. В какой-то момент, когда мы издавали альбом под названием "Целлулоид", наша фирма звукозаписи "Фили" решила пойти по этой дороге. То есть, насколько я знаю, там было несколько коррумпированных репортажей в глянцевых журналах, несколько коррумпированных – вот именно этих, проплаченных – эфиров в телевизионных программах на каких-то центральных, главных каналах. Насколько я знаю, это было. Это было давно, это ничем не закончилось для нас, потому что сразу было понятно, что это путь левый абсолютно. Естественно, потом мы этого не делали.

• Алина Лунева. То есть сейчас услышать Вас на радиостанции или увидеть... Кстати на скольких радиостанциях Вы ротируетесь?

• Евгений Федоров. Я не знаю.

• Денис Сериков. У нас их можно услышать.

• Алина Лунева. У вас можно? Вам они заплатили?

• Денис Сериков. Всем, когда будут выходить, всем заплатят.

• Алина Лунева. Обязательно, да?

• Евгений Федоров. У них еще не платят. Я могу сказать такую вещь, что мы в ряду групп, которые являются нашими друзьями, которые являются все независимыми – это очень важно! – от таких корпоративных лэйблов, которые имеют и фирму звукозаписи, и радиостанцию, и свои акции телеканалов – мы к этим людям отношения не имеем. Естественно, по этой причине мы испытываем трудности, которые нас не пугают и которые нас вообще не волнуют, потому что наша ниша – абсолютно другая.

Люди, которые хотят нас услышать – они нас услышат. В Интернете MP3 скачают и так далее. Нас это абсолютно не волнует. Мы знаем, что аудиторию свою мы расширить не можем и не хотим. Потому что расширять свою аудиторию за счет поклонниц группы "Руки вверх" нам не интересно. Люди, которые нас захотят услышать – они нас сразу услышат. Пусть нас даже не пустят по радио.

Нас крутят по радиостанциям нескольким. Я могу сказать, что наша песня о зиме и о солнце, когда мне прислали отчет какой-то рейтинговый два года назад, она была на первом месте, две недели держала верх над Пугачевой и "Иванушками International". Для нас это просто было смешно, мы для этого не делали никаких шагов.

• Алина Лунева. То есть, грубо говоря, Вам просто повезло, Вас люди полюбили, и после этого я Вас могу видеть теперь на центральных телеканалах?

• Евгений Федоров. Нам просто повезло. Мы написали пару неплохих песен, вот и все. Мы, кстати, не такие сторонники альтернативы уж упертые. Я знаю, что многие мои друзья, которые играют альтернативную – так называемую – музыку, они играют альтернативную музыку только потому, что у них просто не получается написать нормальный поп-шлягер. То, с чем я борюсь и борются мои друзья по группе постоянно. Потому что, то, что я приношу на репетиции – я прошу прощения – это выглядит как поп-шлягеры. И потом нам доставляет немало усилий постоянно, чтобы эти поп-шлягеры превратить в такие неприятные песни. Потому что <...> я не могу все равно.

• Алина Лунева. То есть, Вы за творчество, а не за денежные проекты?

• Евгений Федоров. Ну как – я люблю деньги получать, я их получаю.

• Анастасия Козенкова (газета "Спид-Инфо"). Женя, я знаю, Вы сотрудничали со многими женскими коллективами... Группа "Колибри"... Скажите, это никогда не заканчивалось романами с исполнительницами?

• Евгений Федоров. Во-первых, не со многими, а просто с группой "Колибри". Эта работа ныне закончилась, потому что проект с группой "Колибри" как раз был завершением романа.

• Анастасия Козенкова. А Вам никогда не хотелось завести роман с одной из девушек?

• Евгений Федоров. Я же сказал: проект с группой "Колибри" – это было завершением романа с одной из девушек.

• Анастасия Козенкова. С какой конкретно, если это не секрет?

• Михаил Борзыкин. Все там будем!

• Евгений Федоров. "Все там будем", – сказал Миша Борзыкин, потому что у него был роман с той же самой девушкой. <Смех в зале, аплодисменты>

• Ангаров Влад (газета "Место встречи"). У меня вопрос тоже к Евгению. Итак, проявляется ли в Вас чувство индивидуальности на сцене? Ко всем музыкантам: в чем идеал музыканта?

• Евгений Федоров. Вопрос я не понял, что?

• Влад. Еще раз: проявляется ли в Вас чувство индивидуальности на сцене? То есть, вот как бы, ощущаете Вы себя индивидуумом? Или вы, все-таки, как единая, целая группа?

• Евгений Федоров. Нет, ну, к счастью, сейчас нет моих однополчан. Ребята сейчас все валяются, смотрят телевизор в гостиных. Кстати, если вы не в курсе, у нас всех сегодня траур, между прочим. Несмотря на то, что сегодня праздник большой, я возьму на себя смелость сказать такую вещь, что сегодня все мы осиротели. Абсолютно все. То есть, я вот сейчас пришел в номер к нашему звукорежиссеру и спросил его: "Ты видел новость?". Он говорит: "Видел". – "И что?" Он мне говорит: "Мне при тебе реветь неудобно". А я говорю: "А мне при тебе реветь неудобно". Мы сидели, смотрели в телевизор тупо – умер Джорж Харрисон! Это люди, которые должны были быть вечными, как мне казалось. Как каждому из нас казалось, я так думаю. Люди должны были быть вечными, просто вот мы – умереть, а уж когда-нибудь через 300 лет – они. Вот так...

Что касается музыкантов, конечно же мы чувствуем себя группой. Мы поем мои песни, тексты пишу я. И ребята всегда знают, о чем идет песня. Поэтому, конечно же, я чувствую себя индивидуалистом, но при этом я чувствую себя частью целого, иначе бы группы не было.

• Влад. Хорошо, для всех: в чем идеал музыканта?

• Михаил Борзыкин. Я надеюсь, что кроме того, что мы музыканты все, мы еще, в каком-то смысле, человеки. Эти идеалы, наверное, преобладают в любом. То есть, это к профессиональной заточке не имеет прямого отношения. Поэтому они у всех разные, человеческие идеалы. Нет какого-то универсального.

• Максим Гореев ("Вечерняя Москва"). Извините, просто хочется услышать какое-нибудь слово от Василия. Дело в том, что Вы начинали лет 20 назад, то есть тогда же, когда начинала "Алиса", начинал "ДДТ", "Кино"... И Александр Исаакович тоже вас назвал своей любимой советской рок-группой. Насколько правомерно причислять Вас к тому поколению? Спасибо.

• Василий Гойденко. Нас в свое время не причисляли ни к какому, и тогда мы были совершенно случайно на волне общей, которая подняла все – и бумагу, и рукописи наверх. Поэтому – как и сейчас, собственно...

• Евгений Федоров. Я помню совершенно потрясающее выступление группы "Коллежский Асессор" в Киеве в 88-м году!

• Журналистка. Можно еще один вопрос к Евгению Федорову? Женя, по-моему, это были времена "Целлулоида"... Во всяком случае, Вы произнесли фразу, как Вас пытались раскручивать в этот момент... Я вдруг вспомнила, что было совершенно неожиданное Ваше появление в журнале "Мари Клэр", причем Вы там общались с Екатериной Андреевой и в конце разговора выяснилось, что Екатерина совершенно не понимает, с кем она говорит. Во всяком случае, что она музыки Вашей не знала – это точно. Произошло ли расширение аудитории после этой беседы, и вообще – Ваши взаимоотношения с женскими журналами?

• Евгений Федоров. Просто у меня был знакомый журналист, который делал этот журнал, по крайней мере, эту рубрику. Он нам предложил такой вот спарринг – когда абсолютно два разных человека, один из музыки, другой с телевидения – неизвестно зачем. Он спросил: "С кем из журналистов ты хотел бы поговорить?" Я всегда очень любил смотреть на Екатерину Андрееву, она абсолютно в моем вкусе женщина. Очень красивая такая. И мы долго разговаривали. Она пила чай, она очень следит за своим здоровьем. Я пил водку. Выпил ее довольно много, потому что беседа длилась часов, по-моему, пять. Как-то мы так болтали, и самые интересные вещи в журнал, конечно, не вошли. Потому что много говорили и о политических проблемах. Тогда была очень актуальна тема бомбардировки Сербии американцами, то есть как раз это было в тот момент. Мы естественно, очень горячо высказывались и я убедился в том, что она придерживается таких же абсолютно имперских взглядов, как и я. То, что она обычно говорит с телевизионных экранов – она говорит чужой текст, написанный редакторами и так далее.

На дальнейшую нашу судьбу, на популярность это никак не повлияло. Единственно, что просто этот журнал понравился моей маме. Вот и все.

• Журналистка. А Екатерина Андреева, она знала Ваши песни?

• Евгений Федоров. А песни – я могу сказать так, что она очень хорошо подготовилась. Она купила, или кто-то ей принес все наши пластинки, она все прослушала. Она очень серьезный журналист оказалась. То есть, она подготовилась очень хорошо, в отличие от меня, потому что я просто, сидя вечером на диване, смотря программу "Время", наблюдал за ней и все время хотел посмотреть на нее в профиль. Мне очень хотелось узнать, какого размера у нее грудь. Это я узнал только в процессе общения. Вот и все, что мы знаем друг о друге. Но она подготовилась очень хорошо.

• Мишель. Я пишу, и живу, и учительствую в Брюсселе. Так? У меня вопрос очень сложный, может быть, трудный вопрос, но очень важный для меня. В чем специфически современный русский рок?

• Журналистка. В чем специфические черты русского рока?

• Евгений Федоров. Могу сказать! Вот многие молодые музыканты нашу группу считают очень продвинутой и очень богатой. И постоянно приносят свои демо-записи и компакт-диски эти, нарезанные CD-R, всегда с одним вопросом: "Дайте, пожалуйста какому-нибудь продюсеру, который даст нам денег". Все хотят получать много денег. Потому что, к сожалению, средства массовой информации раскрутили сами эту ситуацию таким образом: "ты молодой, красивый, ты написал одну песню – ты можешь стать богатым". И все об этом думают. Как правило, это происходит именно так. К сожалению, то, что Вы называете "русский рок" – я не знаю, на самом деле, что это такое! Очень туманный термин. Ты хочешь сказать, Миш? Вот Мишка сейчас что-то добавит, а я скажу такую вещь, что, наверное, мы становимся старыми, это нормальное брюзжание на молодое поколение. Но все хотят много денег, а авантюристов и экстремистов, которые хотели бы делать просто искусство и делать перфромансы за свои деньги – все меньше, меньше и меньше, к сожалению. А русского рока, как такового я не вижу. Русский рок по версии известной нашей радиостанции – я его не принимаю.

• Михаил Борзыкин. Да, более того понятие "русский рок" последнее время является ругательным – в нашей среде, во всяком случае. Это некий штамп, который в свое время с удовольствием приняла пресса для обозначения групп с ярко выраженной музыкальной бедностью, бессодержательностью. И текстовой насыщенностью одновременно. Считается, что в русской натуре сидит литературоцентризм, эта тяга к словесности, которая преобладает над желанием услышать мелодию или музыку. К сожалению, в результате выродились и те, и другие. То есть появилось два направления: люди, которые занимаются формой, и люди, которые считают, что они занимаются содержанием. Это "русский рок", который занимается текстовым наполнением, и люди, занимающиеся музыкальной формой. А вот это пространство между ними, оно, к сожалению, очень слабо заполнено и это, по-моему, нехороший симптом.

• Екатерина Грачева (независимая журналистка). Здравствуйте. У меня такой вопрос, Михаил, к Вам, как к участнику молодой рок-группы. Меня интересует такой вопрос: что, по Вашему мнению должна делать группа, чтобы как бы стать нелегальной группой, чтобы стать экстремальной?

• Михаил Борзыкин. Сама постановка вопроса – она очень настораживает. Потому что есть в этом некая неискренность изначальная. Может не стоит стараться стать нелегальной? Просто по-настоящему воспринимается любая экстремальность, если она соответствует натуре человека. И если тут натужность есть какя-то... у меня нет никаких рецептов.

• Евгений Федоров. Мне кажется, что само слово "нелегальная" или "экстремальная" здесь прозвучало, как какая-то валюта. То есть стать "нелегальной" и "экстремальной", чтобы заработать какие-то очки. Это та же валюта. Понимаете сами, какой Вы вопрос задаете?

• Екатерина Грачева. Нет, в принципе я хотела узнать именно Ваше мнение в том плане, что... Вы же считаете себя такими группами, да?

• Евгений Федоров. Нет, мы никакими такими... просто играем музыку, вот и все. Не "нелегальную", не "экстремальную" – просто музыку. Вот и все. Если Вы рассматриваете "нелегальность" или "экстремальность", как валюту – судя по Вашему вопросу, это так и есть – это то, что придаст Вашей группе...

• Екатерина Грачева. Нет, это был вопрос-то в плане...

• Евгений Федоров. А именно так он и звучал! В плане! В каком???

• Екатерина Грачева. Спасибо...

• Надежда ("Русское радио"). Добрый вечер. Я хотела бы задать вопрос Михаилу и Евгению. Очень многие музыканты – и не только музыканты – переезжают в Москву для того, чтобы заработать деньги, побольше денег. Почему этого не делаете вы, ведь в Петербурге вы выступаете очень редко? Вам хватает денег?

• Евгений Федоров. Ну, во-первых, действительно мы в Москве играем чаще, чем в Питере, но в Москве и народу больше – раза так в три, примерно. Мы всегда боимся очень концертов в Питере. Во-первых, мы их готовим долго, тщательно. И это, как правило, не клубные концерты. У нас клубные концерты только в клубе "Молоко". У нас есть клуб "Молоко" – единственный в стране клуб, который придерживается совершенно определенных эстетических установок. Это, как правило, некоммерческая, интересная, молодая музыка. Вот мы там самые старые, кто там играет, самые древние. Мы там играем два раза в год. В остальном, мы играем в Питере сольные концерты, очень хорошо подготовленные, очень долго подготовленные. Потому что, ни для кого не секрет, музыканты, которые играют в этих двух городах часто, знают, что московская публика очень отличается от питерской. И это касается даже нас, потому что – я не могу сказать, что мы в Москве халявим, что, например, мы сегодня будем халявить – но в Москве гораздо теплее принимают. В Питере для того, чтобы сыграть концерт большой сольный, нужно подготовить какую-то мощную концептуальную базу для этого. То есть, это нужно чем-то это оправдать. Это не новостной повод, как журналисты говорят, ничего подобного, просто нужно как-то оправдать – бытием с нами или не знаю чем... Все очень сложно, мы, конечно, в Питере редко, а в Москве часто играем за деньги. Именно из-за денег.

• Александр Кушнир. Все, огромное спасибо журналистам за вопросы, музыкантам – за то, что будут радовать нас своим искусством, клубу "16 тонн" – за предоставленное помещение. <Аплодисменты>

• Евгений Федоров. Я хочу всем дать на заметку, что последнее слово, которое прозвучало в пресс-конференции, было слово "деньги"!

(Все вопросы и замечания по этому тексту можно посылать на unvirtual@narod.ru).
http://reclamka.narod.ru/
Хостинг от uCoz